Правило трёх кликов

При создании сайта нельзя забывать о юзабилити (удобство посетителей Вашего интернет сайта), об этом нужно заботится непосредственно во время разработки сайта. Существует мнение, что крайне важно, чтобы на любую страницу сайта пользователь мог попасть не более чем за 3 клика мыши. Некоторыми это принимается как догма, и с её учётом работают многие дизайнеры и веб-мастера. Идея в том, что при большем количестве переходов на сайте, пользователь не станет тратить драгоценное время и есть вероятность что он в скором времени покинет сайт.

У правила 3-х кликов существует несколько интерпретаций:

  1. Нужная информация должна находиться не дальше, чем 3 клика от главной страницы сайта.
  2. Пользователь должен найти любую информацию не больше, чем за 3 клика, в каком бы разделе сайта он ни находился.
  3. Эта интерпретация связана с поисковой машиной. У пользователя есть всего три клика: 1-й клик – запрос, который он вводит в поисковую систему; 2-й клик – ссылка в поисковой выдаче; 3-й клик – тот, который пользователь может сделать на сайте.

Мы будет рассматривать первое определение, в нашем случае самое верное.

Предполагается, что если после третьего клика пользователь не увидит то, что ему нужно, он разочаруется, не будет продолжать поиск нужной информации и уйдёт. А после такого поведения посетителя поисковая система вас не погладит по головке. В лучшем случае понизит в ТОПе, а в худшем – пессимизирует, выкинет из индекса.

Правило трёх кликов было оспорено тестами юзабилити, которые показали, что количество кликов, нужных для получения желаемой информации, не влияет ни на удовлетворённость, ни на показатель успеха.

В исследовании «Эффективные стратегии по созданию категорий» говорится, что, действительно, имеются данные для магазинов e-commerce сферы, подтверждающие частично эту зависимость: чем больше страниц просмотрел пользователь, тем меньше вероятность того, что он что-то купит. Однако зачастую причина отказа от покупки не в том, что пользователь не нашёл необходимой позиции товара за 3 клика, а в том, что его не устроило что-то другое (возможность добавления товара в корзину, страница оплаты товара, интуитивно не понятные поля для ввода информации, и прочее).

Эти же размышления подтверждаются данными в исследовании Джошуа Портера, которые были опубликованы на сайте User Interface Engineering (Технология интерфейса пользователя). В исследовании говорится, что пользователь не теряет желания получить результат, если число кликов увеличивается. Он может уйти со страницы поиска уже на втором клике, либо пролистать 30 страниц информации и что-то купить, либо совершить какое-либо иное конверсионное действие. Если речь идёт о разработке мобильного сайта или приложения, это правило не работает вовсе: сокращение числа кликов за счёт больших объёмов информации существенно усложняет работу с сайтом и мешает находить нужный контент. Именно поэтому в мобильной разработке информацию делят на части и выдают последовательно, чтобы человек успел её прочитать и проанализировать. Также особенным образом выделяют конверсионные элементы страницы (кнопки покупки, обратного звонка, заявки и т.д.), чтобы при беглом просмотре с мобильного устройства посетитель обратил на них внимание.

Таким образом, для адекватного восприятия информации пользователю не так важно «правило 3 кликов», как другие характеристики страницы, влияющие на юзабилити сайта.

Во многих случаях важно не количество необходимых кликов, а общая инутитивная понятная система, даже 10 кликов не проблема, если на каждом этапе пользователь знает, где он и куда должен двигаться дальше.

Комментарии ()