Бесконечные ленты новостей приучили нас к определённому виду информации в интернете. Её должно быть много разной, если текст — то не больше 7 строчек, если картинка — что значит если? Картинка должна быть обязательно! Задерживаться на одном большом тексте, когда колесо мышки так и манит весело катиться вниз по ленте — огромное моральное усилие для современного пользователя.
Мы не говорим, что люди разучились читать. Но прочитать книгу, когда ты поставил себе такую задачу — это одно. Совсем другое — пожертвовать 30 минут драгоценного времени на какую-то левую статью из интернета. Для увлечения процента прочтения вашего текста есть специальный формат — лонгрид.
Лонгрид — это длинная веб-страница для одного текста. Его обязательно должны сопровождать изображения. Больше изображений!
Лонгрид может состоять из любого контента:
Одна из его задач — не дать читателю заскучать. Поэтому лонгриды часто залипательно красивые и интерактивные.
Одно важное уточнение: там должен быть только тот контент, который служит усилению смысла и восприятия, а не развлечению читателя. Попялиться на "пустые" картинки — это не к лонгридам.
Формально любой объемистый материал, который хорошо сверстан и наполнен разнообразным содержимым (текст, фото, интерактивный контент) — это и есть лонгрид. Да, он длинный — считают, что от 1200 слов или восьми тысяч знаков. Но таким ценным его делает не размер и даже не интересная вёрстка, а определенный подход к работе над материалом. Будет текст меньше, чем 1200 слов — он останется лонгридом. Не будет вёрстки — он останется лонгридом. Уберите глубину освоения темы и авторскую подачу — всё пропало. Не зря в англоязычной традиции лонгрид еще называется deep read.
Такой текст способен удерживать внимание аудитории от 10 до 40 минут — и это во времена, когда крики об отсутствии концентрации и внимания у читателя слышны со всех сторон. При этом неважно, идет речь о лонгриде в контексте журналистики или в контексте контент-маркетинга.
Журналисты писали длинные материалы задолго до того, как появился интернет. Объяснительная журналистика, журналистские расследования, очерки и все журналистские жанры, которые находились на стыке художественной формы и беспристрастного факта — тоже лонгриды, только в бумаге. Интернет появился давно, но в вебе двухтысячных не было технических возможностей, чтобы транслировать контент с большим количеством слов. В эру зачаточного HTML контент выглядел так: синий фон с мерцающими звездочками, салатовые заголовки и, конечно, розовый шрифт Comic Sans. О каком чтении могла идти речь?
А потом появился HTML5. Началось переложение жанра на цифровую среду и его адаптация под маркетинговые нужды.
В какой контент вкладывались деньги до этого? Продающие письма, seo, «мегаполезный-оставьте-на-стене» контент для соцсетей, лендинги. Всё это либо мертво, либо при смерти. Лонгриды жизнеспособны.
Лонгриды не умрут, потому что их нельзя конструировать за счет простейших форм воздействия, как в случае с лендингами. Ими невозможно объесться до тошноты, как продающими текстами, построенными на ограниченном наборе приемов. Никакого волшебства: просто авторы снова стали серьезно работать над содержанием.
Дизайн не умрет завтра, журналистика не умрет завтра. Это именно те вещи, на которых стоит лонгрид, а значит, это лучший жанр для долгосрочных инвестиций в контент.
Кто пытался писать для интернета, помнит главное правило: никаких простыней текста! Иначе читатель испугается масштабов и сбежит в сторону контента попроще. Отсюда — привычка разбивать информацию на части и расталкивать её по разным страницам. В итоге имеем страничку-содержание с гиперссылками на простыни поменьше. Читабельно? Да. Уныло? Вообще.
Рассказы и небольшие романы можно сделать в виде лонгрида — как здесь. Даже без знания английского (или если лень читать) его хочется рассматривать и листать до конца. И, заметьте — здесь нет той простыни текста, которую все так боятся, хотя букв много. Текст разбит фотографиями, видео, аудиодорожками, выделенными цитатами. Он не воспринимается как большой цельный материал и по структуре похож на привычную новостную ленту, но круче визуально. Это затягивает.
Лонгридить можно и попроще. Например, статья из разряда must-read. Главное — удержать непоседливого читателя на странице до конца статьи. Помните про залипательность и интерактивность? Поводите мышкой на квадрате с цитатой и на панораме в центре статьи. Так читателю дают отвлечься время от времени: пусть потупит, но на этой же странице.
Формат лонгрида — это реальный показатель того, что автор текста заботится и думает о читателе. Это как будто вам вместо длинной скучной лекции предлагают чай и просят сесть и посмотреть историю.
Мы впитываем информацию кусками, поэтому простыня из букв уже мало кому запоминается. Более того, она поставит крест на желании человека читать всё то, что вы там написали. Нужна история! Нужны образы! Нужна драма! Иначе вы потеряли человека. Всё, конец, понимаете?
Самый простой выход из простыни — разбить длинные параграфы тематическими фото или видео, вставить цитату (элементарно задать вопрос кому-нибудь из коллег). Если это всё будет иметь логику, то, поверьте, читатель будет вам благодарен и, возможно, даже прочитает всё-всё, что вы написали :)
Пока к сожалению лонгриды используются в основном в СМИ и различных спецпроектах, суть которых — рассказать и показать как можно больше.
Люди уже давно не боятся читать длинные статьи с телефонов
Время при чтении с компьютера и чтении с телефона длится для нас по-разному. Первое тянется, второе пролетает. Как правило: время, проведённое с телефоном в руках, это либо свободное время, либо минуты вынужденного ожидания. Наш внутренний цензор отдыхает, и мы не требовательны к качеству такого времени, не заботимся о наполненности чем-то важным. Мы даже не думаем, успеем дочитать до конца или нет. На экране телефона строчки короче, глаза совершают меньше лишних движений, полоса прокрутки не вводит в ступор — мы ведь не видим её постоянно. Открывая текст, мы знаем, что он длинный, но не знаем, насколько, и не спеша начинаем читать. Чтение с компьютера и с телефона — разные читательские паттерны. Пока внутренний цензор плавает в ванной, а батарейка ещё не разряжена — всё кажется интереснее.
Дочитывание материала до конца — вопрос не размера, а содержания. И, конечно, формы, в которую помещено это содержание. Проработка структуры текста и улучшение вёрстки увеличивает процент дочитываний.
Принципа всего три:
Читатели — это люди, которые делают с вашим текстом следующее: они видят заголовок, открывают текст, читают первое слово, читают второе слово, читают третье слово. Если текст затягивает, они дочитают до конца. Оценщики — это искушенные ребята, которые сначала просматривают все заголовки и подзаголовки, чтобы определить, какой новизной и ценностью обладает ваш материал, а уже потом принимают решение, читать или нет. Они никогда не плавают в ванной, поэтому не пытайтесь купить их броскими заголовками. Кросс-ридеры — это люди, которые пробрасывают страницу взглядом, выхватывая клочья текста, и читают только то, что их заинтересовало. В отличие от оценщиков, которые сравнивают материал со всем, что они читали раньше, кросс-ридеры действуют импульсивно. У них маленькое окно внимания, и если в него не пролезло что-то любопытное, они пойдут дальше. Интерактив и верстка работают на таких. Если работать над материалом на всех трех уровнях, каждый станет читателем.
Лонгрид — это не длинный текст. В списке жанрообразующих признаков лонгрида объём вторичен. Этот текст такой длинный не потому что автор не умеет выражаться коротко, а потому что смыслы, о которых говорится на странице, не передать еще короче. То, что сделал автор для вас — предельно коротко. Лонгрид — это длинное чтение не по причине объема, а благодаря глубине освоения темы.
"Предельно коротко в 30 тысяч знаков?!?!". Да, именно так, если это текст умелого автора. Потому что в руках неумелого эти исчерпывающие 30 тысяч знаков растянулись бы на пустопорожние 60 тысяч. Это, конечно, был бы уже не лонгрид.
Что это значит для практики писателя? Примерно то, что Рой Питер Кларк разложил по полочкам в своих "50 приёмов письма". Например:
А ещё:
Это очевидные вещи. Неочевидно другое: писать — тяжело, редактировать — тяжелее. В лонгридах не бывать письму с листа: сел, набрякал текст, прочитал два раза, подправил ошибки — и на вёрстку. Работа над текстом лонгрида строится иначе. Скрупулёзное редактирование, переформулировка темы и переписывание в несколько кругов — привычное дело.
Когда вам в голову пришла потрясающая тема и вы представляете, что пишете текст, какая картинка у вас в голове? У меня, как и у большинства авторов, до некоторого времени была такая: открытый документ в гугл-докс, который я заполняю буквами. Теперь я тренируюсь представлять, как будет выглядеть готовый материал на странице с бесконечным скроллом вниз. Когда вы готовите план текста, что вы записываете? Большинство записывают только свои мысли по теме. А надо бы записывать материалы, которые нужно почитать, места, в которых нужно поискать, людей, у которых можно было бы спросить, вопросы, которые важно исследовать, и истории, которые будут прекрасной иллюстрацией вашего мнения. Именно в такие моменты задается глубина проработки темы. В одном случае текст получится плоским, в другом — многомерным. Чаще всего над контентом работают так. Автор пишет голый текст, основываясь на том, что есть в голове, и уже готовый текст обвешивают видео и картинками, разверстывают с использованием плашек, украшают цитатами и т.д. Отличие лонгрида в том, что он уже задуман мультимедийно. Каждый элемент достраивает смысл и восприятие истории. В отличие от традиционного подхода, когда картинки служат якорьками для глупых людей, не любящих читать, и удобной штукой для дизайнеров, пытающихся структурировать монолитный текст, в лонгриде мультимедийное содержимое — не иллюстрация к тексту, а полноценная часть большого и важного материала, зачастую созданная специально для него. Уберите вы эту фотографию или поставьте другую — и рухнет смысл, и сломается восприятие.
Но такой основательный подход могут позволить себе лишь большие медиа. А что делать остальным? Работать. Оперировать имеющимися средствами, фанатично прорабатывать содержательную часть и стараться сделать материал, в котором нет ни одного лишнего элемента. Не тот лонгрид плох, в котором недостаточно мультимедийного контента, но тот, в котором мультимедиа в избытке, а содержательности нет.
Речь не об опечатках и пропущенных запятых, а о смысле и ценности текста.
Неожиданная мысль для блогеров и коммерческих авторов, но совершенствуя материал уже после того, как вы опубликовали его, вы получаете массу преимуществ.
Насколько последний пункт полезен, настолько же он и опасен. Важно, чтобы работа над улучшением уже опубликованных лонгридов не стала чем-то вроде обсцессивно-компульсивного расстройства. Знайте, когда остановиться. И если у вас есть крайне ограниченный запас авторского времени, лучше уделить его созданию новых материалов и улучшению только самых-самых (каких — подскажет аналитика), а не вносить правки по одному-два предложения. Целесообразность — ключ ко всему.
Да, страничка "О нас" не такая сочная, но если это будет лонгрид, а не унылая страница с белым фоном и стоковой фотографией, случайным посетителям захочется пролистать её до конца. А при грамотном подходе во время разработки — даже поделиться с друзьями.
Мы это к чему. Делайте лонгрид, если любите пользователей!
Примеры:
http://darknet.lenta.ru/
https://secretmag.ru/cases/snimite-s-golovy-vlagalishe-kak-russkii-rep-30-let-vykhodil-iz-podpolya.htm
Комментарии ()