Уверен, что никому не нужно объяснять почему сайты должны быть гибкими и адаптивными. Использование процентов и медиа-запросов уже давно является стандартом.
Но типографика до недавнего времени не была столь гибкой. Все что мы могли — изменять размеры шрифта от брейкпоинта к брейкпоинту. В таком случае мы получали скорее адаптивную типографику нежели отзывчивую. Для каждого медиа-запроса нужно задавать свои значения. Можно конечно использовать компонентный подход с относительными размерами шрифта, что может существенно ускорить процесс редактирования, но принципиально это ничего не меняет. При перемещении компонента в другое место нужно будет опять пробегать по всем медиа запросам и подставлять новые значения.
Но потом появились они — vw, vh, vmin, vmax — единицы измерения, которые базируются на viewport. И у нас появился шанс на отзывчивую типографику.
100vw равно ширине (100vh — высоте) экрана в пикселях (или будет приведено к другим величинам если использовать в calc()). 100vmax — равно большему из пары высота/ширина, 100vmin — меньшему. Сразу же начали появляться рецепты использования этих чудо величин в типографике.
Но в таком виде их сложно контролировать. Иногда попадались рецепты с использованием каких-то магических процентных величин. Но меня не устраивал вариант разбираться откуда они, а потом считать или подбирать вручную их для получения нужных мне размеров в моих условиях.
Хотелось иметь универсальный рецепт, который позволял бы задавать минимальное и максимальное значения для размера шрифта, да ещё и привязать эти цифры к конкретным размерам viewport. Например, при ширине экрана в 450px иметь ровно 14px, а при 1080px — 23px.
Вспомнив курс школьной математики пришел к выводу что моя задача не что иное, как уравнение прямой проходящей через 2 точки. Первая точка — меньшая ширины экрана и размер шрифта на ней, вторая — большая ширина и соответствующий ей размер шрифта.
На оси X — ширина окна браузера, на оси Y — наш размер шрифта. Получаем уравнение с двумя неизвестными:
(x-x1)/(x2-x1)=(y-y1)/(y2-y1), откуда y=((x-x1)/(x2-x1))*(y2-y1)+y1
y — наш неизвестный размер шрифта, x — текущий размер экрана. x1 — минимальное значение шрифта, x2 — максимальное значение шрифта. y1 и y2 минимальное и максимальные значение ширины экрана соответственно.
А теперь самое интересное: имея CSS функцию calc()
и текущее значение вьюпорта благодаря vwможно получить динамический размер шрифта:
font-size: calc( (100vw - Vmin)/(Vmax - Vmin) * (Fmax - Fmin) + Fmin);
Эту формулу уже можно использовать в чистом CSS. Только нужно помнить, что при операциях умножения/деления хотя бы один из аргументов должен быть без единиц измерения, а при сложение/вычитании — оба с единицами. Подставив наши значения получим рабочий вариант (обратите внимание на использование единиц измерения):
font-size: calc( (100vw - 450px)/(1080 - 450) * (23 - 14) + 14px);
Единицы измерений можно использовать любые, главное, чтобы они совпадали. Тоже самое, только в rem:
font-size: calc( (100vw - 30rem)/(80 - 30) * (1.5 - 1) + 1rem);
Имея под рукой такой инструмент как Sass можно большую часть вычислений спрятать от браузера.
Для этого больше подойдет следующее уравнение прямой:
y=kx+b
Коеффициенты k и b можно получить из уравнения прямой по двум точкам:
k=(y2-y1)/(x2-x1)
b=y1-((y2-y1)/x2-x1))*x1=y1-kx1
Получим функцию:
@function calcFluidFontSize($f-min, $f-max, $v-min, $v-max) {
$k: ($f-max - $f-min)/($v-max - $v-min);
$b: $f-min - $k * $v-min;
$b: $b * 1px;
@return calc( #{$k} * 100vw + #{$b} );
}
.fluid-font-size {
font-size: calcFluidFontSize(14, 48, 450, 1080);
}
В случае, если мы хотим иметь возможность использовать не только px но и другие единицы измерений, можно передавать их одним из параметров:
@function calcFluidFontSize($f-min, $f-max, $v-min, $v-max, $units: px) {
$k: ($f-max - $f-min)/($v-max - $v-min);
$b: $f-min - $k * $v-min;
$b: $b + $units;
@return calc( #{$k} * 100vw + #{$b} );
}
.fluid-font-size {
font-size: calcFluidFontSize(1, 3, 30, 80, rem);
}
Для защиты от неверно введенных данных, можно обрезать единицы измерений при получении данных. Для этого можно использовать функцию strip-unit или взять ее из библиотеки bourbon:
@function strip-unit($number) {
@if type-of($number) == 'number' and not unitless($number) {
@return $number / ($number * 0 + 1);
}
@return $number;
}
@function calcFluidFontSize($f-min, $f-max, $w-min, $w-max, $units: px) {
$f-min: strip-unit($f-min);
$f-max: strip-unit($f-max);
$w-min: strip-unit($w-min);
$w-max: strip-unit($w-max);
$k: ($f-max - $f-min)/($w-max - $w-min);
$b: $f-min - $k * $w-min;
$b: $b + $units;
@return calc( #{$k} * 100vw + #{$b} );
}
Функцию для вычисления размера шрифта мы имеем. Теперь на ее основе можно создать миксин, который можно расширять как угодно.
Например, мы хотим фолбек для старых браузеров:
@mixin fluidFontSize($f-min, $f-max, $w-min, $w-max, $fallback: false) {
@if ($fallback) {
font-size: $fallback;
}
font-size: calcFluidFontSize($f-min, $f-max, $w-min, $w-max, px);
}
.fluid-font-size {
@include fluidFontSize(16px, 24px, 480px, 1280px, 18px);
}
Теперь можно в качестве фолбека передавать оптимальный размер шрифта на случай, когда vw не поддерживается.
Можно ограничить размеры шрифта нашим минимальным и/или максимальным значением:
@mixin fluidFontSize($f-min, $f-max, $w-min, $w-max, $fallback: false) {
font-size: $f-min;
@media (min-width: $w-min) {
@if ($fallback) {
font-size: $fallback;
}
font-size: calcFluidFontSize($f-min, $f-max, $w-min, $w-max, px);
}
@media (min-width: $w-max) {
font-size: $f-max;
}
}
.fluid-font-size {
@include fluidFontSize(14px, 23px, 450px, 1080px, 18px);
}
Теперь при ширине экрана меньше 450px шрифт всегда будет 14px, после 450 он станет резиновым, а после 1080px всегда будет 23px.
Мы получили базовую функцию, которая выполняет весь основной функционал:
@function calcFluidFontSize($f-min, $f-max, $w-min, $w-max, $units: px) {
$f-min: strip-unit($f-min);
$f-max: strip-unit($f-max);
$w-min: strip-unit($w-min);
$w-max: strip-unit($w-max);
$k: ($f-max - $f-min)/($w-max - $w-min);
$b: $f-min - $k * $w-min;
$b: $b + $units;
@return calc( #{$k} * 100vw + #{$b} );
}
Для ее расширения использовались миксины, с помощью которых можно сделать фоллбеки, ограничения, конвертацию единиц измерения и многое другое. Поиграться со всем этим можно на codepen.
Комментарии ()